Памятные места — ФКУ Упрдор "Москва-Бобруйск"

Памятные места

В честь подвига воинов-водителей на 112-м километре федеральной автодороги А-141 «Орел-Брянск-Смоленск» подъезд к г. Брянск в живописном месте в урочище «Осиновая горка», что в шести километрах от областного центра, воздвигнут памятник: у подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера. Он стоит на подножке вздыбленного автомобиля. Правая рука воина лежит на руле, взгляд устремлен вперед, на дорогу.

Идея памятника и место его сооружения возникли не случайно. Отсюда - с Осиновой горки, ушел на фронт сформированный из брянских водителей в первые месяцы войны автобатальон, прошедший путь от Москвы до Одера. Не страшась вражеских бомбежек, водители по этой дороге доставляли на передний край боеприпасы, горючее, продовольствие, снаряжение. По этой дороге в Брянск пришли советские воины-освободители.

 

Этот монумент – первнный в нашей стране памятник водителям, павшим на дорогах войны. Торжественное открытие памятника состоялось 12 сентября 1968 г. – в 25-ю годовщину освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков. Заслуженный художник Украины, лауреат Государственной премии П.Ф.Мовчун и архитектор А.А.Гайдученя проектировали памятник на общественных началах, и под их же руководством он был сооружен. Памятник сооружен на средства автотранспортных предприятий и дорожных организаций области.

 

 

Инициаторами создания памятника водителям, колесившим по фронтовым дорогам Великой Отечественной войны, были секретарь Брянского горкома КПСС В. Буйволов и служивший в 1963-1968 гг. начальником Брянского транспортного управления Ю. Сухин, ставший впоследствии министром транспорта РСФСР, а ныне - президент АСМАП.

Основная скульптурная композиция была отлита из бронзы на Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени экспериментальном заводе художественного литья «Монументскульптура». В 1978 г. проект комплекса был композиционно дополнен, и 15 сентября 1979 г., в день вручения Брянску Ордена Октябрьской революции, перед собравшимися на митинге открылась волнующая панорама. У взметнувшегося ввысь 15-метрового пилона, облицованного черным гранитом, на подножке фронтовой «полуторки» воин-водитель ведет «сквозь огонь, пургу и черный дым» свою машину в самое пекло боевых действий. Чуть ближе - вырывается из художественно оформленной чаши Вечный огонь. На противоположной стороне автодороги навечно застыли на постаментах ветераны военных дорог - ЗИС-5 и «полуторка» ГАЗ АА. Гранитные маршевые ступени, подпорные стенки, широкие газоны и цветы удачно дополнили и украсили композицию.

 

Подсчитано, что водителями за годы войны перевезено более 100 млн т военных грузов, а общий пробег автомобилей составил почти 2 млн 600 тыс. км. Эту колоссальную нагрузку, тяжелейшие испытания наши водители и наши автомобили вынесли с честью.

…И вот уже без малого три десятка лет ежедневно разносятся по окружающему памятник лесу звуки сигналов проезжающих мимо автомобилей, водители которых – и не только российские – чтят память коллег-фронтовиков, чей ратный труд приближал заветный День Победы.
Памятник воинам, погибшим в боях за Родину. Город Юхнов, Калужская область.